Алексей ШОРОХОВ
Но вот время прошло, монополия вроде бы и налицо, а с литературой, говорят, как-то… Хочется воскликнуть – и слава Богу! Наконец-то спохватились, а то вот при жизни Пушкина твердили «об упадке отечественной словесности», при Лескове и Достоевском причитали, а у нас все хорошо, у нас Пригов и Пелевин – и трава не расти. Разумеется, сама по себе критика современности (в данном случае литературной), еще не является гарантией того, что в недрах ее таятся пушкины и толстые, но она неложно свидетельствует о жизни духа – которому свойственны неуспокоенность и недовольство окружающим. Жизнь духа в Православии традиционно именуется «горением», если дословно следовать этой двухтысячелетней метафоре, то среди состояний духа неминуемо должно быть и «угасание». С ним, похоже, мы и имели дело все последние годы (под «мы» подразумевается общество в целом, хотя были, разумеется - и таких немало – кто бодрствовал). Сейчас же начинается, судя по всему, обратное. Есть, правда, одно «но» – как всем известно, спичка, перед тем как окончательно потухнуть, вспыхивает на мгновение необыкновенно ярко. До «необыкновенной яркости» мы, кажется, еще не дожили, но все же что-то тревожное в столь позднем «возгорании» уже есть… Для того, чтобы всерьез и ответственно высказывать такие опасения, необходимо, наверное, объяснить уникальность нынешней культурной ситуации, действительно отличающую ее от «пушкинского упадка» и «тургеневского кризиса». Дело в том, что мы, все мы живем в стране с неимоверно ответственным (на протяжении тысячелетия) отношением к письменному слову (оно и мыслилось веками только с большой буквы – как евангельское Слово). Это – вектор Российской истории, ее родовая отметина, и никакими воплями о «политкорректности» и «многоконфессиональности» ее, историю нашу, не перепишешь. То, что русский народ (80 % населения нынешней Российской Федерации), по преимуществу, народ языкотворец – тоже известно давно. Как и то, что в развитие языка наши предки вложили б о льшую часть созидательной энергии (отсюда деревянные, а не каменные постройки – ведь сказано же в Писании: «пройдут и земля и небо, а слова эти пребудут вечно»). Потому-то и «написанное пером не вырубишь топором», отсюда и та, неподдающаяся никакому сравнению с другими народами, немыслимая доверчивость русских к письменному слову. Не доверчивость вообще (попробуй-ка, обмани русского мужика в делах практических!), а именно – к написанному. Теперь остается вспомнить, что само слово «литература» подразумевает именно буквицу (то есть написанное) – и тогда станет ясно то отношение к русской литературе (и к писательству), которое большинство из нас еще помнит по последним советским десятилетиям, да и по годам «перестройки и гласности» тож. И это отнюдь не «раздутое тоталитаризмом» значение литературы, и уж вовсе не пропагандистский ход коммунистического режима, а, если угодно, ход самой истории нашей. И связано это с приходом в грамоту большей части населения России, того самого народа, который и сохранил трепетное отношение к письменному слову. И не только к писательскому – тем, кто не страдает скоропостижными, политически лояльными провалами в памяти, думаю, достаточно будет напомнить, что значило, еще совсем недавно, быть «пропечетанным в газете (и вовсе не обязательно с критикой)». Разумеется, за годы атеизма и агитпроповских кривд такое отношение истачивалось и истаивало. Но оно было все еще достаточно действенным, раз оказалось в состоянии взорвать ситуацию изнутри в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, ведь роль литературы в крушении Советского Союза и правящего режима бесспорна. А вот дальше… дальше началось то, что можно назвать временем «инфляции всего». Ценностей, морали, истории, всем хорошо знакомой – инфляции дензнаков… И, пожалуй, самой страшной – инфляции слов и смыслов. Их уценивали, списывали на склад - зачастую не пересыпав даже нафталином, поэтому сейчас, когда многие из них вдруг извлекли на свет Божий (как, например, стало с патриотизмом и консерватизмом) - они оказались сильно трачеными молью забвения, с зияющими смысловыми дырами. И хотя пропагандистская машина либеральных СМИ уже вовсю усвоила правящей элите эти понятия, сама интеллектуальная обслуга этой элиты все еще блуждает, как в случае с тем же патриотизмом, между «последним прибежищем негодяев», политическим убежищем и последним пристанищем вообще. Что это за планетарно-ваганьковский патриотизм - неведомо никому. Тем не менее, налицо сегодня одно – чудовищное недоверие к написанному, напечатанному, брошенному с экрана слову (Это еще не говоря о перспективе массового интернета!). И оно совершенно «естественно» после всех доренок, невзоровых и киселевых. Изолгавшиеся, не раз и не два за последние годы сбросившие кожу (или – по Гумилеву – сменившие душу) писатели тому тоже виной. Сложившаяся сегодня ситуация – для России внелитературна по определению. Можно, конечно, тешить друг друга побасенками, что, мол, «во всем цивилизованном мире так», что-де нужно ограничить писательские претензии на читательское внимание и т. п. Но это равнозначно тому, что выстроить в Подмосковье неотапливаемый дом из фанеры (на том основании, что в США таких 80 %) и поселиться в нем, попутно утверждая, что русский мороз – чистой воды ретроградская выдумка, служащая оправданием ленивому народу, который большую часть года привык проводить на печи. В одной из своих известных статей П. Басинский определил русскую литературу как национальную идею России – это (если не является фигурой умолчания) не совсем верно, потому что обожествляет средство, а не цель, - но вот отрицать литературоцентризм (а точнее, Логоцентризм) русской цивилизации – действительно бессмысленно. И именно-то поэтому правда нынешней литературной ситуации (вне лагерей) такова, что вот пишут сегодня, допустим, Сергей Щербаков и Алексей Варламов хорошую прозу, не обличая либерально-криминальную действительность, а Владимир Личутин и Василий Дворцов, к примеру, вовсю обличают и тоже пишут хорошую прозу, но возможности быть действительно услышанными не имеют ни те, ни другие. И причина не в них (не в «малости таланта» или «скромности претензий», как утверждается в иных литературных статьях), а в сложившемся общем недоверии к писательскому слову и, что страшнее – слову вообще. Доверие же, как известно, капитал, который копится годами (в нашем случае – веками), а утрачивается в мгновение ока. И точно также как нет веры тем, кто всю «перестройку» твердил «о слезинке ребенка» и сталинских застенках, а в 93-м году с пеной у рта призывал «раздавить гадину», составляя расстрельные списки и зверея от запаха близкой крови политических оппонентов, так нет веры и тем, кто национальную катастрофу сделал профессией и в перерывах между плачем «о погибели русской земли» тешит нёбо коньячком, а утробу семужкой. Утрата веры в письменное слово – одна из самых фундаментальных утрат нашего времени, она поставляет нас на грань бессловесности. Это-то при невероятной, все более и более нарастающей виртуализации жизни! Помилуйте, о какой литературе можно говорить, о какой «потере интереса к первичному тексту жизни», когда сам этот «первичный текст» все меньше интересуется собой, с головой уйдя во «вторичное» и «третичное». Ведь не может же человек сидеть и спокойно смотреть, как у него от обморожения отпадают пальцы на руках и ногах – если он так сидит и не делает ничего, чтобы спасти себя, значит, он чем-то в гораздо большей степени увлечен, чем собой. Настолько, что даже не видит себя и погибели своей не чувствует. Россия, которая ежегодно теряет больше миллиона человек, должна быть чем-то сильно увлечена, чтобы не ощущать этого – если не Пелевиным и Акуниным, то глянцевыми журналами и видеогрезами, на худой конец – программой «Время», чем-то, но только не жизнью… При такой ситуации многие из прозвучавших в последнее время литературно-художественных утверждений, идеологических манифестов и эстетических упований выглядят более чем странно. И свидетельствуют только о том, что яблоко от яблоньки не далеко падает и писатели наши больны тем же, чем и вся страна наша, с тою лишь разницей, что, будучи людьми творческими, они не довольствуются общепитовской виртуальностью, а конструируют каждый свою – по собственному образу и подобию. Где и живут, «прячась от бурь века сего»… * * * Сложившуюся литературную ситуацию нельзя охарактеризовать более точно, чем - оторопь перед наступившим . Все это напоминает историю про контуженного зайца: когда над самым ухом его прозвучал выстрел – он дал от охотника стрекоча, скачет-скачет и вдруг опять выскакивает на охотника, он в сторону – и снова через какое-то время выбегает на стрелка. Оказывается – бегает-то по кругу, ориентацию в пространстве утратил. Так и современная литература – сегодня уже совершенно очевидно, что за «последние пятнадцать лет» она сделала круг и вновь вернулась к тому, с чего начинала. Когда в конце восьмидесятых вслед за возвращенцами и невозвращенцами пришли извращенцы – это преподносилось чуть ли не как возврат к традициям «критического реализма» и правды жизни. Правда, чернушный реализм тешил нас не долго и на смену ему пришли более отвлеченные игрища интеллекта и буддистско-кастанедовские ребусы. Однако последние годы совершенно очевидно стали временем триумфального возвращения чернушников, пресыщенную постмодернизмом читающую (причем, как это не странно, не только столичную) публику ныне принято потчевать «новым реализмом». В качестве оного все меньше преподносится проза того же Олега Павлова, где через всю скудость жизни все-таки еще продирается жалость к человеку, - нет, на смену спешит племя молодое и, увы, уже чересчур знакомое личины общим выраженьем. Из журнала в журнал, с награждения на награждение кочуют несколько «новых реалистов» (Р. Сенчин, С. Шаргунов и т. п.) с официально зарегистрированной торговой маркой «открытие сезона». Причем, парадокс – публикуют их и либералы, и патриоты, все в какой-то боязни не успеть и «прозевать гения» из молодых. Не понимая азбучного – что гений не карась, его не прозеваешь, сам вырастет, даже искривив ствол и ободрав кору об асфальт площадей, прорастет даже сквозь забвение (как Лесков), потому что он – дело Божие. В такой погоне за «новым словом о современности» есть что-то старческое, боязнь отстать от жизни, оторваться от реальности. Это в первую очередь характеризует тех, кто стоит сегодня в литературе «у власти». Тем не менее, ничего нового так называемые новые реалисты о правде дня сегодняшнего, и даже (о, ужас!) о правде своего поколения поведать не могут – те же некрофилы, тот же мат, получивший прописку в литературе десять лет назад, те же интеллектуально-эротические оргии студентов литинститута, та же грязь. Они никогда не смогут написать о роте псковских десантников, полегшей в Аргунском ущелье до последнего человека, но не пропустившей рвущуюся из окружения бандитскую свору, – ведь это же их поколение! Да не их реальность… Не мною сказано, что там, где один опишет лужу, другой опишет звезды, отраженные в луже. Есть, и не мало, подлинных новых реалистов (молодых и не очень), которые пишут сегодня. Это вологжанин Дмитрий Ермаков, москвич Сергей Щербаков, орловец Юрий Оноприенко, донец Александр Можаев, тулянин Александр Кузнецов и многие другие. В основном это жители коренных русских земель и вообще провинции. Доступа в большинство столичных литературных изданий, в силу закрытости последних, а главное в силу ужасающей разорванности культурного пространства современной России – у них нет. Но даже если бы и был, ситуацию в целом это вряд ли бы изменило - настолько серьезна болезнь всего национально-государственного организма. История России знавала подобные кризисы, и чаще всего они излечивались скальпелем Вседержителя при помощи иноземных нашествий. Но это уже не человеческого ума дело… Что же до собственно литературы, ее современного состояния – то есть у Гегеля такой термин: «дурная бесконечность». Она разверзается перед человеком в безбожном мире в равной степени и вниз: атомы, элементарные частицы, кварки, и т. д. до бесконечности; и вверх: солнечная система, галактика, расползающаяся вселенная и так тоже до бесконечности. Это лишенная всякого смысла количественность никогда не переходящая в качественность, бессмысленная повторяемость одного и того же с незначительными изменениями, вечное томление духа, собственно говоря – одна из характеристик ада. Мне кажется, что, несмотря на разницу интерпретаций, для большинства пишущих сегодня по поводу «состояния современной литературы» характерно именно такое вот признание минувшего литературного пятнадцатилетия «холостым кругом». И это, как бы сказать помягче, должно хотя бы настораживать. Сквозит, знаете ли, оттуда – из дурной бесконечности…
|
|